Думаю, эту книгу очень просто можно было бы назвать:
"Легкий способ бросить верить во всякую чепуху*! * - в чепуху, такую, как бог, например".
Ричард Докинз - Бог как иллюзия / The God Delusion.
Книга довольно большая и на самом деле "плотная", она охватывает почти все стороны столкновения науки и религии, веры в бога и атеизма, светской этики и религиозных постулатов, научного образования и религиозного воспитания.
О чем эта книга?
Неплохо разобран научный подход к проблеме "существования / не существования бога", дана, пусть грубая, но оценка вероятности этих событий. Также разбираются различные философские подходы к вопросам разграничения сфер науки и веры.
Цинично и подробно рассмотрены всевозможные "доказательства" бога (не только самые старинные, но и относительно новые). Решены некоторые логические ловушки и парадоксы, якобы убеждающие в целесообразности веры.
Дотошно разжевывается теория эволюции и разбирается культурологическая теория мемов. С этих оснований делаются предположения о корнях религиозного мышления, о способах возникновения религий.
Отдельно затронуты вопросы нравственно и морали - как с точки зрения верующих, так и с точки зрения атеистов. Разбираются понятия общечеловеческих ценностей, гуманизма, альтруизма и трансформация общественной морали, некоторые этапы ее становления.
Также отдельными главами - про несомненный вред религии, религиозного образования и воспитания.
Все это, разумеется, с огромным количеством цитат, ссылок и примеров. Читается интересно.
Для кого эта книга?
Конечно, вряд ли шибко догматичным религиозным деятелям книга будет интересна - если у них даже в нашем современно мире не остается и капли сомнений в своей слепой вере, то мало что, сможет их убедить, если не изменить, то хотя бы пересмотреть свою точку зрения.
А вот для сомневающихся и, хотя бы думающих - крайне полезно будет ознакомиться с изложенными в книге материалами. Возможно, они смогут сделать для себя какие-то выводы.
Отдельно стоит сказать, почему книгу стоит прочитать атеистам тоже. Не потому что там очень много информации, которой они не знали. А для более глубокого и широкого знакомства с проблемой. Благо, хороших примеров и актуальных вопросов, для интересного чтения там - в изобилии.
И еще...
Нельзя сказать, что книга до конца раскрывает все вопросы. Даже нельзя представить, какой бы она тогда была толщины. Но такое "плотное", компактное изложение родило для меня дополнительные вопросы - из смежных областей: антропологии, биологии, истории, психики, психологии. Что, конечно, не может не радовать.
Кроме того некоторые примеры влияния религии ужасают настолько, что страшно подумать, о том, что она существует в современном мире.
В общем, отличная книга - мои рекомендации!
P.S.
Я хотел в качестве заключительной иллюстрации подобрать какую-нибудь интересную цитату из книги, но оказалось, что из-за цельности повествования и ширины вопроса, найти такую, чтобы она не получилась огромной, сложно. Хоть целыми главами цитируй... Но все-таки вот.
Я также интервьюировал пастора Кинана Робертса, жителя того же штата Колорадо, что и пастор Тед. Особая разновидность сумасшествия пастора Робертса проявляется в так называемых «адских домиках». Родители или христианские школы привозят детей в «адские домики», чтобы до смерти напугать картиной того, что может произойти с ними после смерти. В сопровождении облачённого в красное, удовлетворённо ухмыляющегося дьявола актёры разыгрывают жуткие картины разнообразных «грехов», вроде абортов и гомосексуализма. Это прелюдия, за которой следует гвоздь программы: сама преисподняя, с реалистичным запахом горящей серы и пронзительными криками обречённых на вечные муки грешников.
Понаблюдав репетицию с участием вполне дьявольского, утрированного в стиле злодеев викторианской мелодрамы дьявола, я задал пастору Робертсу несколько вопросов в присутствии членов его труппы. Он поведал, что лучший возраст для посещения ребёнком «адского домика» — лет двенадцать. Неприятно поразившись, я спросил, не боится ли он, что после подобного представления у двенадцатилетнего ребёнка могут начаться кошмары. Он ответил, по-видимому, искренне:
Я полагаю, что для них важнее понять, что ад — такое место, куда ни при каких обстоятельствах не стоит попадать. Пусть они лучше усвоят это в двенадцать лет, чем не усвоят никогда и не обратятся к Господу нашему Иисусу Христу. А если, как следствие этого опыта, у них начнутся кошмары, думаю, что наряду с кошмарами в их жизни появится и укоренится и ещё что-то, гораздо более нужное и важное.
Полагаю, что если вы искренне веруете в то же, что и пастор Робертс, вы тоже посчитаете запугивание детей хорошим делом.
...
Даже у рациональных во всём остальном людей ужас перед адским пламенем может быть очень сильным. После показа документального фильма о религии я получил среди многих других писем следующее, написанное, без сомнения, умной и честной женщиной:
С пяти лет я ходила в католическую школу, где нас учили вооружённые ремнями, розгами и палками монахини. В подростковом возрасте я прочитала Дарвина, и его идеи об эволюции показались мне очень разумными с логической точки зрения. Тем не менее всю жизнь меня не покидает болезненное раздвоение и часто выплёскивающийся наружу глубоко засевший страх перед геенной огненной. Я обращалась за помощью к психотерапевту, который помог мне преодолеть ряд проблем, но от этого глубинного ужаса избавиться не удаётся. Пожалуйста, пришлите мне имя и адрес выступавшего в вашем фильме терапевта, занимающегося именно этой проблемой.
Как-то так...
P.P.S.
Бонусом - несравненный Джордж Карлин.
Комментариев: 1 RSS
1 Big_Brother 18-10-2012 01:32
Пару дней назад начал читать эту книгу, довольно интересно написано и без лишних философствований.