На днях посмотрел документальный фильм о трех пропавших полярных экспедициях Брусилова, Седова и Русанова. Фильм потрясающий! С удовольствием посмотрел аж два раза. Совершенно невероятные приключения! И приключения не выдуманные, а самые настоящие. Если бы это был художественный фильм, то сложно было бы даже написать такой закрученный сюжет, заполненный до краев мужеством и личным героизмом. Настоятельно рекомендую!
Три капитана. Русская Арктика | Телеканал "История".
Особенно зацепила история экспедиции Брусилова, а точнее ее штурмана Альбанова. В двух словах история была такая.
Брусилов с экипажем на корабле "Святая Анна" пытается проложить путь на Северный Полюс. Однако, судно вмерзает в льды и дрейфует вместе с ними чуть ли не два года к ряду, в надежде, что его вынесет к теплым течениям и отморозит. Продовольствие постепенно заканчивается, топливо кончилось уже давно и в топку корабля постепенно уходит сами деревянные его части. Штурман экспедиции Альбанов с десятком человек решается идти до земли. Они делают из подручных средств легкие каяки, берут оружие, какие только можно унести запасы и уходят с корабля.
Полярные льды! Под ними только северный ледовитый океан. Температура отрицательная - до минус 40 градусов. Солнце полярным днем выедает глаза. У некоторых людей цинга. Провалиться в ледяную воду, выжать одежду и идти дальше - обычное дело. Вокруг в опасной близости белые медведи, а уже ближе к суше - моржи. Еда заканчивает быстро, топливо для огня - тоже. Вокруг на сотни километров - никого! А люди идут к земле со слабой надеждой ее найти. Но идут! Идут по полярным льдам 2,5 месяца! Почти 300 километров! И они дошли! На самодельных лодках переплыли до Земли Франца Иосифа. И по чистой случайности их там подобрало судно другой экспедиции. Шхуна "Святая Анна" пропало без вести.
Из 11-ти человек, ушедших с корабля, выжило только двое. Это что-то из ряда вон выходящее! Просто невероятно! Как??? Как они это сделали?? Это даже сейчас смотрится как невозможное!
Из дневника Альбанова:
Пятница, 25 июля
Ну вот, наконец, дождались мы желанной минуты, наконец-то мы находимся на движущемся судне, слышим мерный стук винта и шипение пара. На острове, в запаянных банках, мы оставили две записки: одну от Кушакова, а другую от меня, в которой я описываю судьбу экспедиции лейтенанта Брусилова.
Вот содержание этой записки:
«Штурман паровой шхуны „Св. Анна“ В. И. Альбанов и матрос А. Конрад отправляются с мыса Флора на паровой шхуне „Св. мученик Фока“ экспедиции старшего лейтенанта Седова.
История экспедиции лейтенанта Брусилова такова: в октябре 1912 года шхуна „Св. Анна“ была затерта льдами в Карском море и прижата к Ямалу на широте 71°45’, где и простояла полмесяца. SO-вым ветром шхуна, с окружающим льдом, была оторвана от берега и стала дрейфовать на север. Дрейф этот продолжался до 10 апреля 1914 года, когда штурман Альбанов с 13-ю матросами покинули шхуну на широте 82°55,5’N и долготе 60°45’ О, чтобы пешком достигнуть обитаемой земли. Продолжать дрейф на шхуне осталось всего, считая с командиром Брусиловым, 10 человек, и провизии у них должно было хватить еще на полтора года. Через два дня со шхуны было получено сообщение, что ее место: широта 83°18’N и долгота 60° О. В расстоянии около 40 верст от судна матросы Пономарев, Шабатура и Шахнин повернули обратно на судно вследствие утомления, а Альбанов продолжал путь на юг с десятью человеками, фамилии которых следующие: Максимов, Луняев, Архиреев, Шпаковский, Баев, Губанов, Конрад, Нильсен, Смиренников и Регальд. 3 мая матрос Баев, уйдя на разведку, обратно не вернулся, и, несмотря на поиски в течение трех суток, найден не был. 9 июня идущими была усмотрена земля на SO, куда и направились. Высадиться на эту землю, которая оказалась ледником Уорчестер на Земле Александры, удалось только 26 июня. 29 июня прибыли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт, где увидели свободное ото льда море. Так как на 10 человек осталось только два каяка, могущих поднять только пять человек, то решено было разделиться на две партии, из которых одна пошла на двух каяках, а другая партия пошла на лыжах вдоль берега по острову. Береговая партия, соединившись с плывущими на мысе Ниль, сообщила, что в пути умер матрос Архиреев, который все последнее время был нездоров. Совершенно не имея провизии и затрудняясь добывать ее, решено было каякам двигаться быстрее и постараться достигнуть скорее мыса Флоры. Придя на мыс Гранта, где было назначено свидание с идущими пешком, и прождав их напрасно больше суток, каяки пошли к острову Белл, куда и прибыли 5 июля. Дорогой заболел, а в ночь на 6 июля умер матрос Нильсен, который был похоронен на острове Белл. 7 июля оба каяка направились к мысу Флора. На первом пошли штурман Альбанов и матрос Конрад, а на втором – матросы Луняев и Шпаковский. На полпути поднялся сильный ветер от N, против которого каяки выгребать не могли, и их понесло в море. Первый каяк успел прихватиться за большую плавучую льдину, другой же каяк скоро скрылся из виду. Зыбь была крупная, и помочь каяку было нельзя.
8 июля, при затихающем ветре, первому каяку удалось подойти опять к острову Белл, где он простоял до утра 9 июля. Не дождавшись пропавшего каяка и не видя даже его, решено было идти на мыс Флора, где и высадились того же 9 июля. 15 июля Конрад на каяке отправился на мыс Гранта, но не на нашел там партии, идущей пешком, и 18-го утром вернулся обратно на мыс Флора. 20 июля к мысу Флора подошла шхуна „Св. мученик Фока“, и члены экспедиции Седова, узнав историю пропажи людей экспедиции лейтенанта Брусилова, выразили согласие идти на шхуне на поиски пропавших, как только удастся погрузить на судно дрова. На мысе Флора и на мысе Гранта будут оставлены склады провизии и других необходимых предметов.
Штурман дальнего плавания Валериан Иванович Альбанов. 25 июля 1914 г. Мыс Флора.»
(Эта записка Альбанова, найденная спасательной экспедицией на судне «Герта» в 1914 году, хранится ныне в Центральном государственном архиве Военно-морского флота (ЦГАВМФ, ф. 404, оп. I, д. 306, 244).
И теперь, внимание! Спустя сто лет на поиски пропавших участников экспедиции отправляются наши современники. И даже делают неожиданные находки под объективом видеокамеры.
В 2010 году группой единомышленников под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова. Среди них были: карманные часы (из дневников Альбанова известно, что они были единственные на всю пешую партию и принадлежали матросу Павлу Смиренникову), ложка с инициалами «П. С.» (возможно, также принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову — в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска, эмалированная кружка, остатки жестяного ведра, свисток, детали лыж или снегоступов, фрагменты одежды и снаряжения. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова. Также были найдены остатки дневников, в удовлетворительном состоянии. На листах, которые возможно было прочитать без предварительной экспертизы, описывались будни дрейфа на «Святой Анне» (прямое упоминание названия судна было в тексте), сцены охоты на медведей, описание течения болезни капитана, а также — по дням — температура воздуха и глубина океана. В тексте упоминались фамилии Брусилова, Луняева, штурмана Альбанова. Остальная часть дневников была передана на реставрацию.
К сожалению, летом 2016-года руководитель экспедиции, продолжающей поиски, Олег Продан погиб в результате крушения вертолета. На кадрах фильма он еще жив.
И про книгу.
После фильма сразу взялся читать книгу штурмана шхуны "Святая Анна" об их приключениях - Валериан Альбанов "На юг, к земле Франца-Иосифа!". Книга написана им собственноручно - целиком на основе воспоминаний и личных записей в дневнике. Буквально вся история. О том, как они шли, как голодали, как охотились на белых медведей, как пытались найти дорогу, как теряли товарищей и дальше шли, как часть экипажа выкрала у них экипировку и сбежала, как на них нападали моржи, как они пытались выйти к земле, как искали дорогу во льдах, как чинили сломанное оборудование, как проваливались под лед, как тонули и плавали на каяках и многое-многое другое. Во всех подробностях. Выживание в самых суровых условиях. Практически без надежды на спасение. Через силу воли и жажду жизни.
У меня была мысль приложить какие-то самые сочные моменты из повествования. Но я решительно не смог этого сделать (а я пытался) - того, чем хочется поделиться слишком много. Проще вам прочитать все полностью, благо там не гигантская книга.
Читается легко и интересно. Сюжет и описание быта - покруче всякого Робинзона Крузо. Без всяких шуток. Рекомендую. Книгу без труда можно найти в интернете в любых форматах.