Похоже, в свете последних статей и заметок, где я упоминаюсь, мне придется более широко и полно высказать свои мысли на обозначенные тематики. Мне придется это сделать хотя бы уже потому, что я значусь там в качестве эксперта, а выложенные статьи шибко слабо отражают мою точку зрения и вообще по-моему довольно мутные и расплывчатые.
Отвечать где бы то ни было, кроме как в Апериодике, не вижу смысла. Поэтому здесь! Здесь я попробую изложить все достаточно подробно и понятно, потому как именно понятность изложения для читателя - приятна мне более всего. Чтобы у меня получилось именно доступно, некоторые моменты я буду старательно описывать и разжевывать.
К сожалению, тема действительно огромная и многогранная — чтобы ее полностью осветить, мало написать короткую заметку. Тут в пору писать большую книгу. Нераскрытых вопросов — еще уйма.
Итак, самое первое, что нужно сделать, разбираясь в любом вопросе, это определить терминологию, понять, какими терминами мы оперируем и о чем говорим. Не имея под собой опоры в виде четких понятий, мы рискуем сочинить отличную, но бесполезную сказку.
Поэтому давайте начнем с начала - будем учить матчасть.
Текст получился довольно большой, поэтому убираю оставшееся под кат.
Что такое блог?
Не смотря на частое упоминание этого слова, многие достаточно поверхностно понимают его смысл и это рождает какую-то дикую, абсолютно дремучую мифологию вокруг этого обыденного явления.
Блог - это в первую очередь технологический способ подачи информации. Блог подразумевает регулярные записи, добавляемые в хронологическом порядке, в таком виде, когда самые последние и актуальные сообщения находятся наверху, а более поздние и менее значимые (ввиду прошествии времени) - внизу. Этот механизм на сайтах в подавляющем большинстве случаев снабжен XML-файлом, который называется RSS-лентой. RSS позволяет быстро получать информацию об обновлениях на сайте и через программы-аггрегаторы (google reader, например) дает возможность следить за новостями. Этот механизм удобен, как и для пользователей, так и для поисковых систем, которые могут очень быстро индексировать новые записи.
Думаю, я не ошибусь, если смело назову 95% сайтов в Интернете - блогами. Интернет выдает на гора миллионы новостных лент ежедневно. Причем очень часто контент создают не люди даже, а программы-роботы. Но Интернет без людей - пустышка, поэтому мы сейчас будем говорить именно о людях.
Сейчас почти каждый пользователь Интернета, часто незаметно для себя, генерирует информацию в огромных количествах. Новостные ленты, статьи на сайтах, посты в ЖЖ, сообщения на форумах, статусы вконтакте, вопросики в формспринг, картинки в тумблере, паблики и группы, видео в ютубе, твиты-ретвиты, посты-репосты, лайки-перелайки, нравится-поделиться, фоточки в инстаграме, разные х-статусы, трансляции, а также бесконечные комментарии на многочисленны сервисах и многое-многое другое - по сути, это все блоги! Их миллионы! Разной тематики, разной направленности, разной осмысленности, разной... чего угодно — все это блоги!
Дальше...
Кто такие блоггеры?
Между делом, замечу, что слово блоггер - пишется с двумя буквами Г. Потому, что dig - digger - диггер, trig - trigger - триггер, log - logger - логгер, blog - blogger - блоггер (blog, как производное от log).
Блоги, как это уже было обозначено, настолько разнообразны, насколько это можно представить. Простой и удобный механизм публикации позволяет использовать его повсеместно. Сейчас не только кто угодно постит в сеть, но уже и что угодно. Еще немного и мы будем подписывать на твиттер-аккаунт своего холодильника, который будет постить о том, чего в нем не хватает.
Но раз уж мы затрагиваем именно общественно-социальные аспекты блогов и говорим о живых людях, то смело отбросим из наших рассуждений все, что для публикации не использует собственные мозги. Очевидно, что все, что осталось, то есть живые пользователи Интернета и есть блоггеры.
Миллионы школьников и студентов, которые постят сообщения на стену вконтактике — блоггеры? Да! Миллионы хипстеров, которые пишут свои мысли, объемом 140 символов, в Твиттер — блоггеры? Да! Миллионы фотографов, которым нравится странная идея инстаграмма — блоггеры? Да! И я даже, не глядя, вдогонку отвечу «да», на все подобные вопросы.
Вместе с этим, надо отметить, что блоггером может быть кто угодно. Абсолютно. Без всяких ограничений.
У меня получается одновременно читать (это действительно так) блоггеров-политиков, блоггеров-пилотов, блоггеров-радиоведущих, блоггеров-гиков, блоггеров-электриков, блоггеров-программистов, блоггеров-домохозяек, блоггеров-эмигрантов, блоггеров-ученых, блоггеров-фотографов, блоггеров-лесников, блоггеров-путешественников, есть даже одна известная в узких кругах блоггер-проститутка (о боже!) и очень много разных других интересных людей.
А вообще, если копать глубже, то с точки зрения банальной методологии, для облегчения дальнейшего понимание, понятие блоггер очень легко отсекается бритвой Оккама, как излишняя сущность. Люди, которые пользуются Интернетом для того, чтобы делиться мыслями — блоггеры! И наоборот.
Единственное почему я буду употреблять это слово в дальнейшем — это его краткость.
Но, идем дальше...
Что такое блогосфера?
Некоторые вмещают в этот термин какие-то идиотские значения вроде «клуб», «сообщество», «тусовка». Это абсолютно неверно. Клуб или сообщество — это узкие понятия, обозначающие ограниченные и плотные социальные связи между его участниками. Какую-то отдельную ячейку этой огромной сети еще можно называть сообществом, но в целом блогосферу ограничить какими-то критериями невозможно.
Поэтому блогосфера — это понятие гораздо более близкое к ноосфере (по Вернандскому), чем паутина обычных социальных связей.
Чтобы понять глобальность явления блогосферы, во-первых, вспомним теорию шести рукопожатий, согласно которой любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). А во-вторых, помножим эту теорию на мощь Интернета, технологически многократно ускоряющую и упрощающую эти «рукопожатия», создающую новые связи, которые в обычной жизни были бы трудноосуществимы. И, да, конечно, сделаем оговорку, что вместо тепла рук наши «рукопожатия» в Интернете передают информацию.
Миллионы блогов по всему миру генерируют информацию, миллионы блоггеров перелинкивают ее между собой, распространяют, обсуждают, дополняют. И в этом безумном хаосе рождаются и поднимаются наверх самые важные, интересные и нужные сообщения, а самые бесполезные, неинтересные и ненужные сообщения затухают и умирают.
При этом, любопытно, что блогосфера не имеет какой-либо обозначенной иерархии, каждый аспект такой сети работает как паутина, сеть абсолютно аморфна и принимает форму, которую дают ей ее участники — каждый по отдельности, исходя из своего авторитета и общественной значимости. Информация кочует от узла к узлу этой системы по той структуре, которая существует для социальной сети в каждый отдельный момент времени.
Блогосфера — это огромный информационный граф, со сложнейшей структурой!
Дальше...
Каково влияние блогосферы?
Здесь есть тонкий момент, которые далеко не все понимают. Блогосфера понятие ментальное и ее основа — это люди. Совершенно обычные люди, абсолютно разные и в очень большом количестве. И блогосфера — как производная технологии абсолютно ничего не может создать сама по себе и сама по себе повлиять на что-то тоже не в состоянии.
Хороший пример ошибочных выводов относительно этого явления — понятие твиттер-революции. Так назвали недавние беспорядки и массовые акции протеста в Иране, Тунисе и Египте. Они были успешными в том числе и потому, что действия оппозиции координировались с помощью Твиттера.
Люди недалекого ума тут же окрестили Твиттер чуть ли оружием массового поражения, а также, конечно, западным инструментом подрыва стабильности в странах с недружелюбным Западу режимом.
Таким макаром легко, например, революцию 1917 года окрестить Аврора-революцией или, допустим, телеграфной революцией. Хотя, конечно, это будет смешно.
Октябрьская революция легко обошлась бы и без Авроры, и без телеграфа. Автора стреляла, а телеграф работал — потому что они были в наличии. Ровно также арабская весна назрела и случилась без всякого Твиттера. Если кто-то хочет это сделать — он это делает! Массовые акции в Египте случились бы даже если бы люди пошли просто стучать в двери — каждый к своему соседу.
Блоги — это элементы технологии. Блогосфера — общественно-социальная среда через призму этой технологии. И то, и другое без людей ничего не значит и влияния никакого не имеют. Если и говорить о влиянии блогосферы на что-то, то следует говорить только о влиянии людей на что-то, о массовости их идей, о совокупном общественном мнении и повседневных дискуссиях.
Что имеем?
Попробую, резюмировать все вышесказанное, для того, чтобы я мог перейти к разбору статей.
Блог — это технология. Блоггер = пользователь Интернета. Блогосфера — совокупность в первую очередь людей, и во вторую очередь технологий.
Идем далее...
По статьям.
Хотя, уже рассматривать по большому счету нечего.
В качестве начального аккорда разбора полетов выложу вопросы, на которые я отвечал, и, которые стали основой для статей:
- кто кого похоронит: блогосфера журналистику или наоборот?
- что отличает блоггера от журналиста?
- каким видишь будущее блогосферы? Есть ли оно вообще у блоггеров?
- что, по твоему, в ней нужно исправить в блогосфере?
- Златоуст и блогосфера: если сравнивать с областной блог-площадкой, с федеральной – что общего и что отличает?
- каким ты видишь социальный портрет блоггера?
- если бы каждая старушка смогла стать (стала) продвинутым блоггером, это бы как-то повлияло на мировоззрение блогосферы?
С учетом предыдущего беглого анализа терминологии, очевидно, что вопросы ужасны. Чтобы ответить на любой из этих вопросов, его, как минимум придется переформулировать в удобоваримую форму (если это вообще возможно), а уже потом пробовать давать на него ответ (наверное, все помнят поговорку о том, что грамотно составленный вопрос уже содержит в себе половину ответа).
Я, кстати, не удивлюсь, если «профессиональный журналист», с которым меня почему-то противопоставили, ответил на все эти вопросы в первоначальной форме.
Кроме того, упор статей на противопоставление блоггера и журналиста мне абсолютно не понятен. Не только по тому, что это абсолютно разные вещи, но еще и потому, что не существует ни одного критерия, по которому их можно было адекватно сравнивать, чтобы делать какие-либо выводы.
Даже если говорить о сравнениях, то гораздо более логично было бы сравнивать конкретных персонажей на тему грамотности подачи той или иной информации. Тут как раз есть о чем говорить, потому что информация имеет конкретные свойства, которые в принципе можно если не измерить, то оценить запросто: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность.
И именно через это можно например написать: «фиговый журналист», «хороший блоггер», «прекрасный журналист», «блоггер-идиот».
Однако, более скучную тему для статьи, чем сравнение информационных качеств каких-то людей, наверное, сложно придумать. Любой, кому интересно, может сам для себя кого ему угодно мысленно сравнить с кем ему хочется (ставя, например, по каждому свойству оценку от 1 до 10 и высчитав усредненное среднее значение) и сделать соответствующие выводы. И то это будет всего лишь субъективная точка зрения.
P.S.
Журнал Time в 2006-м году поместил на декабрьскую обложку «человек года» зеркало. На обложке Time было написано: "Ты! Да, ты. Ты контролируешь Век Информации. Добро пожаловать в твой мир."
P.P.S.
Потратил на написание половину вечера - гораздо больше, чем планировал изначально. И если что-то не достаточно хорошо раскрыл — извиняйте. Шлифовать текст уже просто лень.
И, да — ничего личного, разумеется )))
Специально для Апериодики из Златоуста.
Комментариев: 2 RSS
1 Нормальное имя 10-01-2013 02:52
Автора стреляла - ошибочка-с, сударь.
А если так смотреть, сравнивать блог и журналистику все равно что двачевский \b\ или надпись в
уборнойсортире ибо все могут написать что захотятСуп двач я только что посрал или Маша - шалаваи не знаю, книгу, например. Хотя, книгу сейчас может написать каждый и издать тоже. Тогда и не знаю какой второй пример подобрать. Вопрос дискуссионный и даже, может быть, весьма срачевый.2 Feelov 10-01-2013 03:05
2 Нормальное имя,
блоггеры и журналисты - это как мухи и котлеты, слоны и макароны, железобетон и анальгин. Нечего сравнивать